Я не только фотографирую, но и преподаю - групповые мастер-классы по свадебной фотосъемке и персональные по съемке портрета и обработке. За это время у меня накопилось много тем для постов, например, о том, что должен знать фотограф)
Многие приходят учиться за поиском кнопки шедевр и суперсекретного секрета. Большинство из пришедших старательно запоминает и записывает, но много и тех, кто не хочет слушать "банальности" и "это же все и так знают". А из этих банальностей-то как раз и состоит шедевр))) Поскольку я преподаю с 2009 аж года статистики у меня полно!
И тут в общем у ученика случается сюрпрайз)))))))
Проблемы с другим фотографом — как я реагирую?
Мне почти каждый день, а иногда и по нескольку раз в день, пишут люди со своими проблемами с фотографами. Для многих знакомых я единственный фотограф, которому они могут задать вопрос. Но!
Большинство запросов выглядят очень логично и понятно, типа «что предусмотреть перед фотосессией», «что должно быть в договоре», «что сказать фотографу если он нам не понравился на встрече» и т.п. Когда-нибудь я напишу фак-инструкцию, а сейчас отвечаю людям максимально подробно и мне не жалко им помочь.
Действительно часто бывают ситуации, когда мы сталкиваемся с областью, в которой ничего не понимаем. Я спокойно консультируюсь с юристами, визажистами, сисадминами, автомеханиками, ветеринарами. Это же очень крутая возможность — вместо того, чтобы накосячить по незнанию — получить информацию от специалиста. Ваш друг (я именно про друзей, а не про тех, кого вы читаете) вряд ли вам откажет в вопросе (не в выполнении для вас работы бесплатно, а именно в консультации), поэтому смело спрашивайте).
А теперь НО. Есть и еще одна часть запросов, достаточно большая, которая выглядит как «меня обидели, скажи мне что он козёл». В этой ситуации я стараюсь максимально тактично объяснить человеку истинное положение вещей. Во-первых, то, что я не собираюсь быть судьей и обвинять кого-то в пользу спросившего (тем более если он очевидно неправ). Во-вторых, я практически никогда не критикую и не обвиняю коллег — ситуации могут быть разные, и технически и морально, например, если клиент действительно тяжелый или ТЗ построено нелогично. Ну и в-третьих очень не хочется надевать белое пальто)
Люди, приходящие с таким запросом, играют в «треугольник Карпмана». В википедии про него крутая статья) Образно говоря это жертва-преследователь-спасатель. И когда к вам приходит знакомый «жертва», жалующийся на вашего коллегу «преследователя» всегда велико искушение побыть «спасателем». Не стоит) Это непрофессионально, неэтично, нечестно по отношению к коллеге и даже по отношению к вашему знакомому. Знакомый может быть не прав, и если вы ему подыграете, ситуация только ухудшится.
Я в такой ситуации стараюсь максимально нейтрально и тактично обрисовать человеку ситуацию с обеих сторон. Да, я понимаю его, мне очень жаль, что так случилось, что он расстроен, я готова поддержать, утешить. Но при этом закапывать например незнакомого начинающего фотографа считаю несправедливым.
Например, ситуация: пишет мне барышня, что у них с мужем была поездка в другой город, где она нашла фотографа в инстаграм. Это была девушка, которая «первая ответила» (лучше, конечно, пообщаться с несколькими и попросить прислать большую серию на просмотр). Барышня согласилась, условия договора были такими: «если вам нравится результат, вы мне оплачиваете работу». Человек-фотограф явно не уверен в результате, учится, набирается опыта, и поэтому оставляет потенциальному клиенту возможность отказаться. Съёмка происходит, приходят примеры готового результата, барышня-заказчик недовольна. Фотограф не согласен, но не отрицает, что «не сошлись взглядами». Барышня-заказчик не платит за фотографии. Отдаваемый материал не соответствует портфолио в инстаграм, и это очень типично для новичка-фотографа, нестабильность результата. НО. Барышня-заказчик Очень расстроена, обижена, и хочет получить КОМПЕНСАЦИЮ. Сириосли?
Человек-фотограф, по сути, дал вам возможность попробовать и сделал вам подарок. Любой бесплатный труд (не взаимозачётный бартер) это ПОДАРОК. Это подаренное вам по доброте душевной личное время и личные знания (не важно, какого уровня). Бесплатная фотосессия, или макияж или чашка кофе. Профессионалы с опытом, знаниями и хорошим уровнем никогда не работают на таких условиях, что «понравится — заплатите». Если профи согласился вас снять бесплатно — или он видит какую-то выгоду (например, пиар) или давно вас любит своей широкой душой).
Все бесплатные фотосессии, макияжи, причёски и прочее — это акт доброй воли исполнителя + таким образом он набирает опыт. Очень странно ждать крутого результата в таком случае! Да, он может быть (как чудо и исключение), но в основном — нет. Люди не просто так годами набивают руку! Побыть подопытной моделью в школе макияжа — интересный опыт, но очень странно, например, брать такого визажиста без опыта на свою свадьбу, где вы хотите четкий гарантированный результат.
Сейчас мы избалованы акциями, скидками и прочим от больших магазинов и сетей. И требуем этого от частных мастеров. НО! Для корпораций акции это спланированный маркетинг, если они в чем-то дают скидку, значит в другом они подняли цены или берут увеличением спроса на залежавшийся товар. Потребление давно изучено, и очень часто по скидке люди берут вообще не то, что им нужно.
Одиночный мастер — это совсем другой принцип работы! И если человеку вы очень понравились и он сделал вам скидку — то скорее всего он сделал её в ущерб себе и своему заработку! Любой труд должен быть оплачен, считаете ли вы его «достойным» или нет. Это знания и годы тренировок, на основе которых человек предлагает вам услугу! Торговаться можно, а вот требовать с разгону скидки и уступки очень странно. И человек имеет полное право отказаться с вами работать! Даже без объяснения причин. Фотограф может выбирать клиента сам, тем более, если он сразу понимает, что с клиентом не сработается. Никто не обязан оказывать вам частную услугу! «Клиент всегда прав» работает только для «большой» торговли. Исполнитель не обязан прогнуться или принять ваш заказ, тем более, если вы давите и ведёте себя неадекватно. Это здравый смысл, товарищи)
Например, в будние и выходные дни я выдаю одинаково гарантированный результат, и очень странно, что в будние дни я должна работать на 20% хуже) Смотрите портфолио, не стесняйтесь задавать вопросы если в чём-то сомневаетесь, пишите, звоните! Любой адекватный фотограф ответит на все ваши вопросы. Читайте сайты внимательно, скорее всего список популярных вопросов, цены или календарь на нем есть — дёргать человека вопросами, на которые он уже ответил, странно.
Всем пис!))))
День рождения Авдея
Небольшой семейный праздник для Димы, Эли и Авдея =)
Заехала к хорошим ребятам сделать им несколько портретов и немного поснимать репортаж на отмечании годика сыну. Локация — Гастробар Некрасов.
Свадебная кухня =)
Фотограф All Inclusive.
Будет целый пост про нелегкую работу фотографа. Осторожно, СВАДЕБНАЯ КУХНЯ!
У нас в стране не принято брать организатора на свадьбу, а частенько и ведущего тоже. Имхо, от 15 человек гостей организатор и ведущий должны быть (или человек из гостей, добровольно их заменяющий). Почему? Это не настолько увеличивает бюджет, как кажется, а в итоге даже во многом и уменьшает (риски, накладки, замена, накрутка). Буду очень рада, если дружественные организаторы поделяться в комментах своими постами на тему.
Итак, что происходит, если агенства нет?
- Молодожены постоянно висят на телефоне, вместо того, чтобы наслаждаться своим днем — такси, торт, приехали ли гости, куда делась тетя невесты, кто потерял запасные туфли...
- На банкете никто не знает куда сесть, что делать, когда говорить тост, когда первый танец, что с бросанием букета и т.п.
- Невеста и жених вынуждены всех подрядчиков искать сами, сами всех собеседовать, сами лопатить интернет, сами уточнять и контролировать все технические моменты.
- Никто не гарантирует результат, проверенных подрядчиков нет (а у организаторов обычно есть свои проверенные опытом люди).
- Все косяки и нервные ситуации разруливают сами молодожены.
И что в итоге? В итоге ВСЁ сваливается на фотографа!
Например:
- на встрече советовать подрядчиков по любому вопросу, по сути рискуя своей репутацией (если облажаются — вы крайний). Рассказывать кого и почему и как выбирать, как должен выглядеть технически букет который хочет невеста, что учесть с тортом, как выбрать автомобиль, что делать с платьем если оно странно сидит и какая нужна рубашка жениху, как подобрать стилиста, куда поехать фотографироваться, как распланировать банкет, как организовать гостей, какие могут быть непредвиденные обстоятельства;
- в том числе, рассказать паре, что они не обязаны делать все как у всех! Каравай можно заменить на текилу, лимузин на ретро-авто или микроавтобус с кондиционером, регистратора из загса в официальном месте на выездную с актером (и «да согласна» на трогательные клятвы), банкет может быть фуршетом, вместо тамады можно выбрать ведущего, каблуки и галстук не обязательны, и вы можете выбрать и сделать вообще все, о чем мечтали! И карету, и единорогов, и брючный костюм вместо платья);
- контролировать макияж и прическу или пытаться исправить все самому если стилист уехал а невеста плачет;
- разводить по углам нервничающих молодоженов и родственников и быть буфером между ними;
- также быть буфером между случайными прохожими, видеографами, флористами и т.п. и парой — спасать от цыган и бомжей придется именно фотографу;
- при случае пересобрать букет, поправить декорации, переставить мебель и свет, убрать всё лишнее, замаскировать недостатки помещения;
- подстраховывать невесту салфетками, пластырями, водой, косметикой и т.п. (и носит все за парой мой ассистент);
- следить за платьем, туфлями, костюмом, фатой и т.п. (не мятые ли, не торчат ли нитки, не испачкали ли (фотограф носит фату и подол при перемещениях), нет ли шерсти домашних животных, не порвали ли;
- приколоть бутоньерку в правильное место или завязать галстук, на какую ногу надевать подвязку, подходят ли серьги к платью, красиво ли накрасилась мама;
- контролировать время сборов и выезда на регистрацию, успокаивать что все успеем и при этом двигать процесс в нужную сторону;
- проводить инструктаж перед регистрацией (не важно, в ЗАГС или нет) как для пары, так и для гостей и иногда даже для ведущего церемонии — как идти, где стоять, когда кольца, где стоит ведущий, как поздравлять, какие процедуры происходят в ЗАГСе и почему так долго;
- регулировать фотосессию, придумывать занятие гостям, чтобы они не мешали и не вмешивались в процесс съемки (когда по жаре несчастные голодные люди ходят за парой по парку два часа это увы норма для нас и это неправильно!);
- заводить гостей на банкете во время танцев чтобы хоть какую-то движуху снять, быть со всеми пусечкой чтобы люди начали вам доверять и расслабляться, даже если все идёт не так;
- объяснять детали первого танца, позировки, красивые моменты, следить, чтобы шлейф был пристегнут, обувь заменена, а места для пируэтов хватило (и съёмка была технически возможна);
- отслеживать выбор и прибытие автомобиля, снимать его в нефотогеничных условиях;
- как организовать фотозону, какие есть нюансы, что делать со светом, кто будет контролировать и самому орать во всё горло «идите сюда фотографироваться» вместо пары слов ведущего в микрофон;
- добывать себе и ассистенту еду на банкете, которая обговорена с парой и ими оплачена — обычно менеджеры ресторанов просто забивают на кормление «технического персонала» и забирают оплату себе (или кормят ведущего и диджея, а фото и видео нет). А есть-то хочется;
- организовать попадание на территорию проведения мероприятия, парковку, разборки с охраной, разрешение на съёмку, точки съёмки, доступность мест, перемещение по территории;
- ну и конечно кучу всего я забыла, потому, что с опытом это всё переходит в разряд автоматизма — когда ты держишь шлейф, ногой открываешь дверь, а за тобой ассистент жонглирует фоторюкзаком, объективами, букетом невесты, пакетом с туфлями и отбивается от цыган. При этом ты ослепительно улыбаешься, показываешь как тебе кайфово, хотя минуту назад на тебя наехал пьяный гость с хамскими претензиями, ты ел последний раз в шесть утра и натёр ногу))))
Можно сказать «Забей, ты не обязан». И забить. А потом отвечать, что «ну вы же сами выбрали машину с красным салоном и поэтому у вас красные лица» или «вы сами виноваты, что торт выносили в полной темноте». И потом вас, к сожалению, никому не посоветуют, и будут считать, что вы хамло и непрофи (хотя это вообще НЕ ваша работа и вы действительно не обязаны).
С одной стороны, это действительно издержки профессии, и мне в целом нравится быть полезной — подсказать флориста или зашнуровать платье. Но в итоге вся атмосфера, ВСЕ воспоминания и фоточки зависят в такой ситации только от фотографа!. Никто не будет помнить, что торт приехал кривой и мятый, все будут считать что это фотограф так снял. Или машина не та, или забыли про букет и т.п. Клиент по сути потом будет требовать все с фотографа! И что декорации стояли не там, или платье не так сидит или что-то ещё будет вменено в вину фотографу, который не снимает то что есть, а некий суперволшебник который выдаёт действительное за желаемое.
«Ну вы же потом прифотошопите». Эти моменты я ВСЕГДА оговариваю на встрече с парой и даже на сайте у меня есть на это отдельный раздел. И в договоре прописано отдельными пунктами. Что я не снимаю пьяных трезвыми, не переставляю головы, не меняю платья и машины.
Честно говоря, мне не верится, что ситуация изменится когда-нибудь, что люди перестанут чужие косяки вешать на фотографа и видеографа. Что «а, прокатит» никогда не прокатит. Что все, на что забили в процессе подготовки, обязательно вылезет на мероприятии. Даже с организаторами бывают косяки, я не спорю! НО — организатор быстро всё решает сам, без нервов пары и гостей, и многое остаётся для участников процесса незаметным (опять напишу, что имею в виду свадьбы от 15 гостей и больше). И платят агенству именно за это — за отсутствие рисков и быстрое урегулирование ситуации, вышедшей из-под контроля, полные сметы по всем вопросам, списки подрядчиков на выбор, висение на телефоне нонстоп, наличие таблеток от головы и запасных колготок, успокоение нервов мамы с караваем и отсутствие косяков в ресторане.
Я очень люблю свадьбы и свою работу — снимать красивых нарядных людей, делать людям фотографии с их очень важного дня, создавать волшебство и красоту подручными средствами. Но выполнять в нагрузку чужую работу утомило даже меня))) Такие дела, всем пис.
Юлиана
Прекрасная девушка с редким именем Юлианна =)
Очень здорово, когда на съемке все совпадает - модель, локация, свет, время) Снимали возле Метрополиса и в Старбакс, там я провела уже много часов за чашечкой кофе)
Стилист Алёна Соловьёва
Лисопсы у Даши Пушкаревой!
Лисопсы!
Точнее - лисы, песцы и енотовидные собачки! Эта милая робкая нежная пушнина живет в семье у Дарья Пушкарева - они с мужем выкупают животных со звероферм, приручают по мере возможности, холят и лелеют)
Например, позавчера только приехавшие лисята и щенята впервые в своей жизни ходили по настоящей траве - на зверофермах они живут в клетках и вместо земли у них клеточная сетка. Животные переезжают из многоуровневых клеток фермы в просторные вольеры с грунтовым полом и забавными деревянными домиками. Домики хозяева лисопсов придумали и делают сами!
Раньше, до этой поездки, я никогда не видела вживую столько пушных зверей, и уж тем более, не подходила к ним так близко. Когда вошла в вольер к песцам, эти смешные носы обступили меня почти сразу и им было жуть как любопытно! Сейчас все три вида в линьке, выглядят очень смешно - из них кусочками выпадает зимняя шерсть) Все животные здоровы и привиты, имеют документы, а линька и правда иногда выглядит жутковато)
У Даши есть все расцветки лис, а еще я увидела енотовидную собачку и подумала что это енот (мне можно, я из каменных джунглей)))). На самом деле, отличить их очень легко - у енота более короткие "ручки", а у енотовидной собаки - длинные собачьи "лапки". А вот если сравнивать голову - я в жизни бы не отличила сразу!
Рыжая лисичка у Даши на руках - ее ручная Бахара. Она так забавно пищит и бегает по вольеру когда видит Дашу! Очень радуется и сразу хочет на ручки =) Посмотреть, как живут свежепривезенные животные и "постоянные" жители вольеров можно реал там в аккаунте инстаграм https://www.instagram.com/myfoxfamily/ =) Сейчас ребята строят новые корпуса для пушнины, и скоро у животных будет еще больше места!
Во вложении много-много фотографий про Дашиных зверят, а вот тут по ссылкам несколько статей в Дашином Яндекс.Дзен по ним:
- Дикие или ручные лисы https://zen.yandex.ru/media/dnevnik_psinomateri/dikie-ili-ruchnye-lisy-5b110ce62f578cd2b9b23097
- Кто убежит первый https://zen.yandex.ru/media/dnevnik_psinomateri/kto-ubejit-pervyi-lisa-pesec-ili-enotovidnaia-sobaka-5b0e42d136634600a8c3c316
- Чем пахнет пушнина https://zen.yandex.ru/media/dnevnik_psinomateri/chem-pahnet-pushnina-5b0e3245596cf400a9e584c5
- Разноцветные лисы https://zen.yandex.ru/media/dnevnik_psinomateri/raznocvetnye-lisy-5ae6b12cdcaf8ea87d15de0d
Даша их НЕ разводит, НЕ продает и НЕ раздает. Зато можно ей помочь содержать и кормить их, помочь выкупу со звероферм новых животных или даже взять такое животное со зверофермы себе (если, конечно, у вас есть для этого все условия).
Три лука для Влада
Серия для Влада =) Да, мужчины тоже у меня снимаются, и не только на своей свадьбе))))
Две локации, три лука, хорошая погода и отличное настроение =) Первая студия вам знакома по моим фотодням и съемке будущей мамы, люблю этот зал (Кросс).
Пиковая Дама
Пиковая дама. "Три карты..."
Иммерсивный спектакль, опера-променад. Вот цитата с сайта спектакля "Место действия — старинная усадьба Гончарова-Филипповых, которую дед жены Пушкина, Натальи Николаевны, проиграл в карты. Особняк наполнит живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия будут сопровождать танцоры балета, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы станет Александр Пушкин. Структура оперы сохранена: 3 действия, 7 картин и одна «Пиковая дама»"
Это очень крутой вариант оперы, когда зрители стоят в полуметре от актеров, ходят с ними по помещениям, вокруг темнота и только отдельные пятна света. Полное ощущение присутствия, что особенно прикольно, когда ты знаешь произведение и уже слышал и видел его в классическом варианте)
Продюсер съемки Анастасия Лимаренко.
Мне очень понравился состав в тот день, плюс отдельно, конечно, техническое оснащение залов-сцен и общая концепция взаимодействия со зрителями.
Евгения и лук )
Ударим фэнтези по хмурой погоде!)))
Это очаровательная Женя, она занимается спортивной стрельбой из лука и недавно заняла в Дании второе место) А еще у нее очаровательные кудряшки, веснушки и очень задорный веселый характер)
Может быть Мерида, может быть лесной эльф, а может быть фантазия прерафаэлитов
Татьяна Магера
С Татьяной мы знакомы достаточно давно по блогерским делам, а на фотосет ко мне она дошла только сейчас)
Вот небольшая серия с весеннего фотодня)
Таня специалист по коммуникациям, преподаватель и блогер! Очередное доказательство, что брекеты это круто и красиво!
Стилист Алёна Соловьёва