Проблемы с другим фотографом — как я реагирую?

Мне почти каждый день, а иногда и по нескольку раз в день, пишут люди со своими проблемами с фотографами. Для многих знакомых я единственный фотограф, которому они могут задать вопрос. Но!

 

Большинство запросов выглядят очень логично и понятно, типа «что предусмотреть перед фотосессией», «что должно быть в договоре», «что сказать фотографу если он нам не понравился на встрече» и т.п. Когда-нибудь я напишу фак-инструкцию, а сейчас отвечаю людям максимально подробно и мне не жалко им помочь. 

 

Действительно часто бывают ситуации, когда мы сталкиваемся с областью, в которой ничего не понимаем. Я спокойно консультируюсь с юристами, визажистами, сисадминами, автомеханиками, ветеринарами. Это же очень крутая возможность — вместо того, чтобы накосячить по незнанию — получить информацию от специалиста. Ваш друг (я именно про друзей, а не про тех, кого вы читаете) вряд ли вам откажет в вопросе (не в выполнении для вас работы бесплатно, а именно в консультации), поэтому смело спрашивайте).

 

А теперь НО. Есть и еще одна часть запросов, достаточно большая, которая выглядит как «меня обидели, скажи мне что он козёл». В этой ситуации я стараюсь максимально тактично объяснить человеку истинное положение вещей. Во-первых, то, что я не собираюсь быть судьей и обвинять кого-то в пользу спросившего (тем более если он очевидно неправ). Во-вторых, я практически никогда не критикую и не обвиняю коллег — ситуации могут быть разные, и технически и морально, например, если клиент действительно тяжелый или ТЗ построено нелогично. Ну и в-третьих очень не хочется надевать белое пальто)

 

Люди, приходящие с таким запросом, играют в «треугольник Карпмана». В википедии про него крутая статья) Образно говоря это жертва-преследователь-спасатель. И когда к вам приходит знакомый «жертва», жалующийся на вашего коллегу «преследователя» всегда велико искушение побыть «спасателем». Не стоит) Это непрофессионально, неэтично, нечестно по отношению к коллеге и даже по отношению к вашему знакомому. Знакомый может быть не прав, и если вы ему подыграете, ситуация только ухудшится.

Я в такой ситуации стараюсь максимально нейтрально и тактично обрисовать человеку ситуацию с обеих сторон. Да, я понимаю его, мне очень жаль, что так случилось, что он расстроен, я готова поддержать, утешить. Но при этом закапывать например незнакомого начинающего фотографа считаю несправедливым.

 

Например, ситуация: пишет мне барышня, что у них с мужем была поездка в другой город, где она нашла фотографа в инстаграм. Это была девушка, которая «первая ответила» (лучше, конечно, пообщаться с несколькими и попросить прислать большую серию на просмотр). Барышня согласилась, условия договора были такими: «если вам нравится результат, вы мне оплачиваете работу». Человек-фотограф явно не уверен в результате, учится, набирается опыта, и поэтому оставляет потенциальному клиенту возможность отказаться. Съёмка происходит, приходят примеры готового результата, барышня-заказчик недовольна. Фотограф не согласен, но не отрицает, что «не сошлись взглядами». Барышня-заказчик не платит за фотографии. Отдаваемый материал не соответствует портфолио в инстаграм, и это очень типично для новичка-фотографа, нестабильность результата. НО. Барышня-заказчик Очень расстроена, обижена, и хочет получить КОМПЕНСАЦИЮ. Сириосли?

 

Человек-фотограф, по сути, дал вам возможность попробовать и сделал вам подарок. Любой бесплатный труд (не взаимозачётный бартер) это ПОДАРОК. Это подаренное вам по доброте душевной личное время и личные знания (не важно, какого уровня). Бесплатная фотосессия, или макияж или чашка кофе. Профессионалы с опытом, знаниями и хорошим уровнем никогда не работают на таких условиях, что «понравится — заплатите». Если профи согласился вас снять бесплатно — или он видит какую-то выгоду (например, пиар) или давно вас любит своей широкой душой).

 

Все бесплатные фотосессии, макияжи, причёски и прочее — это акт доброй воли исполнителя + таким образом он набирает опыт. Очень странно ждать крутого результата в таком случае! Да, он может быть (как чудо и исключение), но в основном — нет. Люди не просто так годами набивают руку! Побыть подопытной моделью в школе макияжа — интересный опыт, но очень странно, например, брать такого визажиста без опыта на свою свадьбу, где вы хотите четкий гарантированный результат. 

 

Сейчас мы избалованы акциями, скидками и прочим от больших магазинов и сетей. И требуем этого от частных мастеров. НО! Для корпораций акции это спланированный маркетинг, если они в чем-то дают скидку, значит в другом они подняли цены или берут увеличением спроса на залежавшийся товар. Потребление давно изучено, и очень часто по скидке люди берут вообще не то, что им нужно.

 

Одиночный мастер — это совсем другой принцип работы! И если человеку вы очень понравились и он сделал вам скидку — то скорее всего он сделал её в ущерб себе и своему заработку! Любой труд должен быть оплачен, считаете ли вы его «достойным» или нет. Это знания и годы тренировок, на основе которых человек предлагает вам услугу! Торговаться можно, а вот требовать с разгону скидки и уступки очень странно. И человек имеет полное право отказаться с вами работать! Даже без объяснения причин. Фотограф может выбирать клиента сам, тем более, если он сразу понимает, что с клиентом не сработается. Никто не обязан оказывать вам частную услугу! «Клиент всегда прав» работает только для «большой» торговли. Исполнитель не обязан прогнуться или принять ваш заказ, тем более, если вы давите и ведёте себя неадекватно. Это здравый смысл, товарищи)

 

Например, в будние и выходные дни я выдаю одинаково гарантированный результат, и очень странно, что в будние дни я должна работать на 20% хуже) Смотрите портфолио, не стесняйтесь задавать вопросы если в чём-то сомневаетесь, пишите, звоните! Любой адекватный фотограф ответит на все ваши вопросы. Читайте сайты внимательно, скорее всего список популярных вопросов, цены или календарь на нем есть — дёргать человека вопросами, на которые он уже ответил, странно. 

 

Всем пис!))))